Ученые и подходы

Умберто Матурана Ромесин

Чилийский биолог и философ. Многие считают его членом группы теоретиков кибернетики второго порядка, таких как Хайнц фон Ферстер, Гордон Паск, Герберт Брюн и Эрнст фон Гласерсфельд.

Матурана, наряду с Франсиско Варелой и Рикардо Б. Урибе, был особенно известен тем, что создал термин «аутопоэзис» для обозначения самогенерирующейся, самоподдерживающейся структуры в живых системах и таких концепций, как структурный детерминизм и структурная связь. Его работы оказали влияние во многих областях, в основном в области системного мышления и кибернетики. В целом, его работа связана с биологией познания. Матурана (2002) настаивал на том, что аутопоэзис существует только в молекулярной области, и он не согласился с распространением на социологию и другие области.

Исследовательский интерес Матураны касается таких концепций, как познание, аутопоэзис, лингвистика, кибернетика нулевого времени и структурно детерминированные системы. Работа Матураны распространяется на философию, когнитивистику и даже на семейную терапию.

Матурана и его ученик Франсиско Варела были первыми, кто определил и использовал концепцию «аутопоэза», которая была оригинальной идеей Матураны. Помимо важного вклада в область эволюции, Матурана связан с эпистемологией, основанной на эмпирических данных нейробиологии. Матурана и Варела в своей Сантьяго Теории познания писали: «Живые системы – это когнитивные системы, а жизнь как процесс – это процесс познания. Это утверждение справедливо для всех организмов, как с нервной системой, так и без нее».

Наиболее известной книгой Умберто Р. Матурана является «Биология познания», впервые вышедшая в 1980 году.

Франсиско Хавьер Варела Гарсия

Чилийский биолог, философ, кибернетик и нейробиолог, ученик Умберто Матурана. Наиболее известен введением концепции аутопоэза в биологию и одним из основателей Института разума и жизни для содействия диалогу между наукой и буддизмом.

Варела поддерживал воплощенную философию, рассматривая человеческое познание и сознание с точки зрения активных структур, в которых они возникают. Они включают в себя тело (как биологическую систему и как личный опыт) и физический мир, который оно создает.

Работа Варелы популяризировала в области нейробиологии концепцию нейрофеноменологии. Эта концепция объединила феноменологию Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти с «наукой от первого лица». Нейрофеноменология требует, чтобы наблюдатели изучали свой собственный сознательный опыт, используя научно проверяемые методы.

В популярной книге 1996 года «Паутина жизни: новое научное понимание живых систем» физик Фритьоф Капра подробно ссылается на теорию аутопоэза Варелы и Матураны как часть нового, основанного на системах научного подхода к описанию взаимосвязей и взаимозависимости психологических, биологических, физических, социальных и культурных процессов.Феномены. Написанная для широкой аудитории, «Паутина жизни» помогла популяризировать творчество Варелы и Матураны, а также Ильи Пригожина и Грегори Бейтсона.

Книга Варелы 1991 года «Воплощенный разум: когнитивная наука и человеческий опыт», написанная в соавторстве с Эваном Томпсоном и Элеонорой Рош, считается классикой в области когнитивной науки, предлагая новаторские феноменологические связи и представляя основанный на буддизме энактивистский и воплощенный когнитивный подход.

Патриция Смит Черчленд

Канадско-американский философ, работающий в области философии сознания и этики. Работы Черчленд находятся на грани философии и нейронауки. Член попечительского Совета Московского Центра Исследования Сознания.

Свои основные идеи Черчленд изложила в своей первой книге, Neurophilosophy, где она отстаивала значимость нейробиологии при решении проблемы сознание-тело, приводя доводы в пользу ко-эволюции психологии, нейробиологии и философии сознания. На момент публикации книги (1986 год) таких взглядов придерживалось очень мало философов. Спустя два десятка лет после публикации своей первой книги Патриция Черчленд отметила, что курсы по нейрофилософии начинают читаться даже на факультетах, которые были откровенно настроены против смешивания нейробиологии и философии.

Также, Черчленд, вместе со своим мужем, являются одними из основных пропонентов элиминативного материализма: позиции, согласно которой наше обыденное понимание сознания является неверным и некоторые классы ментальных состояний, определяемые в т.н. психологии здравого смысла, попросту не существуют. Они сомневаются, что для таких понятий, как «желания» и «убеждения», будет найден нейробиологический базис. Они утверждают, что о психологических понятиях поведения и переживания необходимо судить по тому, насколько хорошо они редуцируются к биологическому уровню.

Эрнст фон Глазерсфельд

Американский философ, психолог, один из основоположников радикального конструктивизма. Родился подданным Австрии, затем вместе с родителями стал гражданином Чехословакии. В последние годы имел двойное гражданство: Ирландии и США.

Один из основоположников радикального конструктивизма в философии (вместе с Паулем Вацлавиком и Хайнцем фон Фёрстером). В 1981 году он публикует в коллективном труде под редакцией Пауля Вацлавика L’invention de la réalité свою статью «Введение в радикальный конструктивизм» (Une introduction au contructivisme radical), в которой он представляет Джамбаттисту Вико как первого философа «конструктивиста». Сам термин «Радикальный конструктивизм» был им введён в конце 1970-х гг в работе Radical constructivism and Piaget’s concept of knowledge (Glasersfeld E. von, 1978).

Центральную парадигму радикального конструктивизма Глазерсфельд формулирует следующим образом: знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности.

Глазерфельд переформулировал понятия ассимиляции и аккомодации теории когнитивного развития Пиаже на основы принципа закрытости познавательного опыта человека. Аккомодация заключается в приведении когнитивных схем человека в соответствии не с внешним опытом, но с внутренними познавательными структурами

Архив Эрнста фон Глазерсфельда, входящий в состав Исследовательского института Brenner-Archiv Университета Инсбрука, содержит литературное наследие, а также организует лекции Эрнста фон Глазерсфельда.

Стюарт А. Амплби

Американский кибернетик, профессор кафедры менеджмента и директор исследовательской программы социального и организационного обучения в Школе бизнеса Университета Джорджа Вашингтона.

Научные интересы Амплби лежат в области кибернетики и теории систем, философии науки и методов управления.

В начале 1970-х годов Амплби изучал кибернетику вместе с Хайнцем фон Ферстером и Россом Эшби в лаборатории биологических компьютеров Иллинойского университета. Вместе с Хайнцем и Лео Стегом он организовал первую исследовательскую конференцию Гордона по кибернетике в 1984 году. Он работал над развитием и продвижением кибернетики второго порядка или биологической кибернетики. Он также помог создать социальную кибернетику.

После своей работы по биологической кибернетике и социальной кибернетике Амплби предложил способ объединения философий реализма, конструктивизма и прагматизма путем объединения мира, описания и наблюдателя.

Фритьоф Капра

Американский физик австрийского происхождения, системный теоретик и глубинный эколог. Капра является автором нескольких книг, в том числе «Дао физики» (1975), «Поворотный момент» (1982), «Необычная мудрость» (1988), «Паутина жизни» (1996) и «Скрытые связи» (2002), а также соавтором Системного взгляда на жизнь (2014).

Капра выступает за то, чтобы западная культура отказалась от традиционного линейного мышления и механистических взглядов Декарта. Критикуя редукционистский картезианский взгляд на то, что все можно изучать по частям, чтобы понять целое, он призывает к целостному подходу. В «Паутине жизни» Капра фокусируется на системной информации, генерируемой взаимосвязями между всеми частями, как на значительном дополнительном факторе в понимании характера целого, подчеркивая паутинную структуру всех систем и взаимосвязь всех частей.

Он является директором-основателем Центра экологической грамотности, расположенного в Беркли, Калифорния, который продвигает экологию и системное мышление в начальном и среднем образовании. Также, Капра является членом Международного совета Хартии Земли.

Марта Дарц Валькова
Марта Д. Юрьева

Кандидат наук (психология, педагогика, предмет исследования –  развитие творческих способностей), окончила специалитет по биологии (специализация – биология человека)  РГПУ им. А.И. Герцена. Была членом ректората РГПУ им. А.И. Герцена, начальником управления маркетинга. Как практик является ведущим специалистом в России по инновационным методам коммуникации с абитуриентами. Обучала вузовских специалистов и консультировала (edunewsmart.ru) многие российские университеты по вопросам коммуникации со студентами.

Сейчас работает над научной концепцией «Humanboard» самостоятельно, поскольку в России подобные исследования не ведутся. Humanboard – это принцип комплектования готового знания и принципиально новая технология его освоения человеком. Они основываются на открытиях в области биологии (физиология, в т.ч. электрофизиология, биохимия, биофизика, этология), нейробиологии и других нейронаук, которые располагают доказательствами для вывода, что знание будет включено в жизнь организма, если оно будет приведено в соответствие с системой атрибутов Human. Статьи по теме Humanboard размещены на сайте Academia.edu.

Сопутствующие исследовательские интересы – биографии и достижения выдающихся людей в эволюции человека, воплощение философских воззрений в прозе и поэзии, пограничные феномены научных открытий и духовных явлений.

Идеологический вдохновитель Движения «Землемеры» (Россия), научный руководитель Voyage studio Doctrina VIA, наставник в Лаборатории HDI.

Разделяю мнение, что лучше  о человеке говорят его интересы и предпочтения.

Меня восхищают  личными качествами и интеллектуальными достижениями Ньютон, Блейк, Шопенгауэр, Рёскин, Пруст, Бунин, Рильке, Бердяев, Тимоти Лири – не могу выбрать более непревзойденные универсальностью своего приложения, масштабностью осмысления и скрупулёзностью  видения, работы и творчество.

Пишу. Крупная проза. Статьи. Эссе. Стихи. Живописные портреты.