Training Models

Emilio Villalba. Глаза в зарисовках. Академический рисунок
Emilio Villalba. Глаза в зарисовках. Академический рисунок

МНОГОМЕРНАЯ СИСТЕМНАЯ КОГНИТИВНАЯ ПРАКТИКА
Substogeny Elaborations & Training Models

Developing brain plasticity — Expanding universe of opportunities
Развитие пластичности мозга – расширение мира возможностей

Human Development Identity

Открытие способности мозга к пластичности предоставило человеку новые возможности для развития.  Именно, интеллектуальная и умственная работа ведут к пластичности мозга. Когнитивная практика идеальна для этой цели. Она дает необходимую системную тренировку для установления новых нейронных цепочек и для укрепления синаптических соединений между нейронами.

Принципиально важная особенность Практики в том, чтобы учитывать условия, при которых  происходит обновление  потенциала пластичности нашего мозга  —  новоприобретаемые знания и умения должны  привносить с собой улучшение в поведение. Иначе говоря, новые знания и умственный опыт должны быть полезны для выживания или вызывать жизненный интерес, тогда они будут интегрированы в организм и адаптированы в индивидуальное поведение. И уже за этим последует модификация мозга. В этом состоит важность, персонализации релевантных (существенных, важных для чего-либо) целей умственных практик. (По материалам CogniFit — разработчика программы для когнитивного тестирования и тренировки мозга).

Идеи, лёгшие в фундамент Практики – аутопоэзис, нейропластичность, циркумамбуляция, пайдейя, epimeleia, praxis (πρᾱξις), осознанность, многомерность, идентичность, потоковые состояния, «Землемеры».

Применяемые техники мышления и познания – толкование, неформальная логика, аналогия, ассоциация, символизация, некоторые принципы организации мышления из СМД, методики работы с формами мышления (всего около 30), принцип «ВИКИ» или прогрессирующая («гипертекстовая») логика познания (логика «открытого океана»).

Питер Брейгель. Kinderspiele
Питер Брейгель. Kinderspiele (Children’s Games, 1559-1560)

МНОГОМЕРНАЯ – это, прежде всего, характеристика качества знания, используемого для развития пластичности.

Многомерный (объект, понятие, суждение) — имеющий несколько измерений, проводимый в нескольких измерениях. В переносном смысле многомерный (взгляд) — рассматриваемый, оцениваемый с нескольких сторон.  Именно многомерность представления о своей сущности и сущности окружающих нас явлений выступает опосредованной причиной уровня развитости критического мышления. Формирование многомерности представления можно начинать  с рассмотрения одного явления с разных точек зрения, находя в этой системе накопленного знания место своему представлению об этом явлении, и сравнения имеющегося представления со всеми доступными точками зрения на явление. В нашей Практике, поскольку главной целью её является развитие своей идентичности (подлинности, индивидуализма), предметом многомерного толкования выступают компоненты системы ценностей, являющихся основой жизни любого человека и определяющих его проявление (отношение) во всех сферах. Так, к примеру, даже «Любовь» можно рассмотреть с точки зрения искусства, психологии, биологии, химии, биоэнергетики, онтогенеза, эволюции человечества, антропософии, антропологии и других плоскостей единой системы знания об этом феномене.

Фантазия на тему «Платоновы твердые тела» (к многомерности мироустройства)

Системная — это, прежде всего, характеристика организации.

Подход к предмету толкования как системе, когда необходимо разложить его на множество элементов и  выявить множество отношений между ними. Такая системная модель мышления дает возможность объяснить все свойства и отношения (к примеру, объект толкования «Человек»), а также интегральное поведение объекта в целом, давая подтверждение эмпирическим (полученный в результате опыта) данным.  Другая сторона такого подхода принимает допущение о его целостности, которое означает существование  интегральных законов его поведения, не сводимых к сумме, набору законов функционирования его отдельных элементов.

Кроме того, системный взгляд дает возможность рассматривать объект (к примеру,  «Счастье»)  во времени и в пространстве, а не как линейную причинно-следственную цепочку.

И самая крупная для нашего наблюдения система – это видимый Мир.

Паттерн в природе

Когнитивная – это, прежде всего, характеристика процесса.

Когнитивный (от лат. Cognitio —  восприятие, познание)  — относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний. Известно, что Познание состоит из совокупности процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях мира.

Практика – это главная характеристика способа.

Практика (от др.-греч. πράξις — деятельность) — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании (осознанный выбор целей) и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека).

И применительно к Практике конкретного человека «в качестве основополагающего критерия нравственности» можно говорить об аутентичности — соответствии сознания человека именно его собственному, «подлинному» сознанию. Аутентичность (от др.-греч. αὐθεντικός – подлинный, относящийся к правильности свойств, взглядов, чувств, намерений; искренности) означает свободное становление, выход за пределы.  «Подлинное» существование понимается как результат осознания индивидом своей жизненной ситуации и ответственного к ней отношения. Сердцевина его индивидуалистична. (по мотивам Сартра Ж.-П.)

Практика «Лаборатория HDI» сегодня существует в нескольких форматах:

Лаборатория онтологической герменевтики
Лаборатория персонализации
Лаборатория символизации
Лаборатория регенеративной философии
Лаборатория духовной биографики
Лаборатория «поэтической антропонимики»
«Гостиница для путешествующих в прекрасном»

Более развернутые пояснения к организации и результатам Многомерной системной когнитивной практики можно услышать на
Открытых DEMO-Лабораториях HDI
Португальская королевская библиотека Рио-де-Жанейро. Бразилия
Португальская королевская библиотека Рио-де-Жанейро. Бразилия
Скачать

Краткий философский словарь к HDI

файл PDF для скачивания и просмотра
Скачать
Скачать

Краткий словарь к HDI по искусству и культуре

файл PDF для скачивания и просмотра
Скачать